учреждение судебной экспертизы товарный знак

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Виды и методы психологических исcледований и экспертиз, а также законодательные и нормативные акты, регламентирующие производство судебной психологической экспертизы.

Как подготовиться к психологической экспертизе ребёнка — часть 2

Часть 2: предоставление каких материалов и каким образом помогут эксперту ответь на поставленные вопросы

Психологическая экспертиза ребёнка и детско-родительских отношений, как мы упоминали в предыдущей статье, часто заключается в ответе на вопросы, которые касаются:

  • определения действительного отношения ребёнка к родителям;
  • мнения ребёнка о желании проживать с матерью или отцом;
  • психологических особенностей ребёнка;
  • наличия/отсутствия негативного психологического воздействия на ребенка.

Перед экспертом стоит задача ответить на данные вопросы максимально полно и достоверно. Изучение документации – обязательный этап в ходе написания любой экспертизы. Психологическая и психолого-педагогическая экспертизы – не исключение.

Изучение ситуации в ходе психодиагностического исследования, подкреплённого предоставленными материалами (документами, а не только словами подэкспертных), является важным условием комплексного подхода.

Перечислим материалы, которые чаще всего имеются на руках и предоставляются родителями, также поясним, чем именно данные документы помогают эксперту в написании психологической экспертизы и ответе на поставленные вопросы.

1. Свидетельства о рождении, о заключении и/или расторжении брака и так далее.

Помогут установить степень родства (мать, отец, мачеха, отчим, ребенок родной или приёмный и тд), составить общую хронологию событий.

2. Договоры на предоставление образовательных/медицинских/прочих услуг (также могут быть полезны чеки, если на них указаны ФИО плательщика).

Помогают ответить на вопрос: кто именно занимался ребенком, участвовал в его жизни, обеспечивал ему досуг, образование и медицинское обслуживание. С точки зрения законодательства крайне важно, чтобы родители действовали в интересах своего ребенка. Обеспечение досуга, образования и медицинского обслуживания являются основными пунктами.

3. Характеристики родителей с места работы, характеристики детей с места учёбы и внеучебных занятий.

Помогают увидеть человека взглядом его работодателя, учителя, воспитателя. Пусть бывает так, что характеристики с места работы пишут сами работники, а работодатель просто их подписывает – это может значить, что работнику пошли навстречу. Что касается характеристик детей, то бывает полезно ещё и тем, что помогает понять общую картину поведения ребенка, его успеваемость в школе. Также в тексте характеристики часто упоминается, кто именно участвует в школьной жизни ребенка: ходит на родительские собрания, реагирует (и реагируют ли родители вообще) на замечания учителей, приводит и забирает ребенка, организует деятельность ребенка и тому подобное.

4. Судебные документы: исковые заявления, возражения, протоколы и прочее.

Помогают понять претензии сторон друг к другу и их позиции, увидеть ситуацию глазами истца/ответчика, увидеть просьбы к суду.

5. Акты обследования жилищно-бытовых условий.

Есть ли у ребенка свои кровать и стол, соответствуют ли жилищно-бытовые условия по месту жительства родителя, обеспечивает ли родитель интересы ребенка, создает ли условия для воспитания и развития?

6.Заявления в различные органы и учреждения, ответы различных органов и учреждений.

Они также помогают установить хронологию событий. Часто в тексте можно проследить ход конфликтов матери и отца ребенка, степень вовлечённости в конфликт каждого из участников, отметить частоту и силу конфликтов. Также является основанием для изучения влияния межличностных родительских конфликтов на ребенка.

7.Справки (в том числе из ПНД, НД), протоколы, письма, стенограммы.

Предоставляет полезную информацию, для составления наиболее полной картины происходящего.

8. Фото- и видеоматериалы.

Могут являться источником информации относительно времяпрепровождения детей с тем или иным родителем, разнообразия и частоты совместного взаимодействия (разные ли времена года на фотографиях, разный ли возраст детей и т.п.). Также на фото- и видеоматериалах часто встречается стремление родителей запечатлеть не только положительные моменты жизни, но и синяки от избиений на теле ребенком (либо на собственном теле). Также родители иногда фиксируют слова ребенка и/или его отношение к той или иной ситуации.

Таким образом, предоставленные на экспертизу материалы, документы могут сыграть весомую роль и значительно помочь эксперту сделать максимально полные и достоверные выводы на поставленные вопросы.

Илья Благов
Судебный эксперт, психолог
8(495)-414-20-63

Недавние посты