Как родителям подготовиться к психологической экспертизе ребёнка и детско-родительских отношений

Психологическая экспертиза ребёнка и детско-родительских отношений часто заключается в ответе на вопросы, касающиеся юридически значимой ситуации:
- определения действительного отношения ребёнка к родителям;
- мнения ребёнка о желании проживать с матерью или отцом;
- психологические особенности ребёнка;
- наличие/отсутствие негативного психологического воздействия на ребенка.

Перед экспертом стоит задача ответить на данные вопросы максимально объективно и достоверно.
Для этого используется комплексный подход и различные методы исследования, в том числе психологическая направленная беседа и психодиагностика.
Зачастую, в ходе беседы ребёнок открыто, непротиворечиво и по-детски непосредственно отвечает на все вопросы эксперта, помогая составить целостную картину происходящего.
Но встречаются случаи, когда ребёнок сначала говорит одно, а затем начинает рассказывать противоположное, путается, сбивается, а то и вовсе молчит, будто боясь что-то рассказывать.
Применяя уточняющие вопросы, наблюдение, комплексное психодиагностическое обследование и другие методы судебно-психологической экспертизы, судебный эксперт приходит к заключению, что ребёнок транслирует мнение родителей и делится не собственным мнением, а внушённым.
Часто это сопровождается неспособностью ребёнка объяснить и аргументировать своё мнение, утаиванием или фантазированием дополнительных обстоятельств, страхом сообщить о своём действительном отношении как к одному родителю, так и второму.

Итак, судебный эксперт встречается с ситуациями, в которых родители:
- просят ребёнка говорить определённую, конкретную информацию (например: «Скажи, что я тебе постоянно помогаю с уроками, кормлю тебя вкусно, постоянно с тобой провожу время и т.п.»);
- тем или иным образом внушают ребёнку, где ему лучше будет жить, с целью повлиять на мнение ребёнка относительно места жительства (например: «Тебе у мамы/папы будет плохо жить, там нет твоих игрушек, тебе там будут всё запрещать» и т.п.);
- формируют негативное отношение ребёнка к родителю, регулярно характеризуя отца/мать с негативной точки зрения (например: «Твой папа плохой, закон нарушает, тебя не любит, меня обижает, хочет всем сделать больно, он злой»);
В силу естественной возрастной и личностной незрелости детей, их внушаемости и готовности соответствовать ожиданиям значимых для него взрослых (родителей, близких родственников, воспитывающих ребёнка), дети до определённого возраста склонны транслировать чужое мнение. Это особенности психологии данного возрастного периода.
В данной статье мы обращаем внимание на то, что данная тактика может оказать негативное влияние не только итоговый исход судебных разбирательств, но и, что более важно, на психологическое благополучие и развитие самого ребёнка.
Формирование негативного отношения к родителю
Формирование у ребёнка негативного отношения к родителю может являться фактором риска для психологического состояния и развития ребёнка, поэтому трактуется не в пользу того родителя, кто внушает подобное негативное отношение. Ровно наоборот. Вместо желаемого преимущества (например: «Ребёнок больше любит меня, сильнее привязан ко мне, желает жить именно со мной»), у внушающего негативное отношение родителя судебному эксперту необходимо отметить наличие фактора риска (например: «Отмечаются признаки формирования негативного отношения к матери/отцу»).
Чтобы избежать негативных юридических последствий и сохранить психологическое благополучие ребёнка, рекомендуем родителям делать следующее:
- Если ребёнок спрашивает о втором родителе, то сообщать ему безоценочную информацию. Постараться избежать обвинений, описать ситуацию нейтрально.
- Не делать из второго родителя злодея. Ребёнок вырастет и будет благодарен, если ему позволят сформировать собственное мнение. Не рекомендуем родителю на эмоциях высказывать ребёнку все переживания, мысли и чувства по поводу другого родителя, ибо для ребёнка это может стать психотравмирующей информацией.
Вовлечение в межличностный конфликт
Родителям рекомендуется делать следующее:
- Постараться решить вопросы развода и все сопутствующие дела самостоятельно, не вовлекая ребёнка в те процессы, где его непосредственное участие не является необходимым.
- Помнить, что ребёнок любит обоих своих родителей и ему крайне сложно вставать «на чью либо сторону». Последствия подобных выборов могут стать психотравмирующими для ребёнка.
- Когда родители решают расторгнуть брачный союз, то важно помнить, что ребёнок остаётся общим. Проект «брак» завершается, однако проект «родители» не прекращается, для ребёнка мама и папа всегда останутся очень важными людьми. Ребёнок будет благодарен родителям, которые смогут найти общий язык в вопросе совместного воспитания самостоятельно.
Таким образом, чтобы ребёнок демонстрировал психологическую привязанность, сообщал о желании общаться и жить с родителем, достаточно:
1) быть рядом с ребёнком, уделять внимание его интересам, проводить вместе время за его любимыми занятиями;
2) обеспечить ребёнку те условия жизни и развития, в которых он будет счастлив, в котором будут удовлетворены все его необходимые и достаточные потребности или, согласно Семейному кодексу РФ, интересы ребёнка:
- познавательные (образование, развитие);
- медицинские (здоровье, дополнительное развитие при необходимости);
- социальные (общение с родственниками и друзьями);
- психологические (сформированные, безопасные, эмоционально близкие детско-родительские отношения, и тп).
Практика судебной психологической экспертизы показывает, что чем меньше возраст ребёнка, тем более искренне и честно он рассказывает всю правду об отношениях в семье, о том, как с ним обращаются, проводят ли с ним время, заботятся ли и так далее.
Илья Благов
Судебный эксперт, психолог
8(495)-414-20-63